КОЛОМИНСКИЙ Яков Львович (р. 1934) - белорусский психолог,
специалист в области возрастной, педагогической и социальной психологии. Д-р
психологических наук (1981), профессор (1982). Д. чл. Белорусской академии
образования (БАО). Засл. деятель науки Республики Беларусь (РБ). Гл. ред.
журнала «Психология» (Минск). Вице-президент Общества психологов СССР (1989).
Организатор и научный руководитель отделения психологии Национального института
образования РБ. Закончил педагогический фак-т Минского государственного
педагогического ин-та им. А.М. Гоpького (1951-1955).
Преподавал педагогику и психологию в педучилище (Гродненская
обл., 1955-1958), был воспитателем и учителем школы-интерната (Минск, 1958-1960).
В 1960 поступил в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), где под
руководством Л.И. Божович в 1963
г. защитил канд. дис. «Опыт психологического изучения
взаимоотношений между учениками в классе», где впервые в отечественной
психологии был примен ен социометрический метод Дж.
Морено. В 1978 возглавил в Минске кафедру Общей и детской психологии
Белорусского Государственного педагогического ун-та. В 1980 защитил докт. дис.:
«Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные
особенности». Экспериментальные и теоретические исследования в
ел на стыке возрастной, педагогической и социальной
психологии. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и
коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности,
межличностного взаимодействия и педагогического общения. Были установлены общие
и возрастные структурно-динамические закономерности функционирования системы
личностных взаимоотношений в малых группах и коллективах: статусная структура, динамика
положения личности и персональных предпочтений в группах, взаимность и характер
взаимоотношений. Разработана система описательных и объяснительных понятий и
методов для анализа рефлексивно-перцептивного отражения личностью
взаимоотношений в группе. При изучении осознания человеком своих
взаимоотношений со сверстниками установил закономерность, обозначенную как
"парадокс осознания", сущность которой в том, что члены группы с
высоким статусом, как правило, недооценивают (а с низким статусом - переоценивают)
свое положение в группе. Предложил и содержательно раскрыл понятия:
"социально-психологическая рефлексия" (измеряемая рефлексивными
коэффициентами осознанности отношений и положения в группе);
"социально-психологическая перцепция" (измеряемая перцептивными
коэффициентами отношений и положения в группе); "социометрические
установки личности" (характеризующие тенденцию личности приписывать другим
членам группы определенный уровень социометрического статуса). Выявил и
исследовал явление "презумпции взаимности", описал основные
структурные единицы системы личных взаимоотношений - круги желаемого общения,
ранжированных предпочтений. Исследовал и описал дифференциальную характеристику
личности, обозначенную как "социально-психологическая наблюдательность",
важную для деятельности в системе "человек-человек", разработал
процедуру е е измерения. Разработал типологию стиля
педагогического взаимодействия, установил детерминированность педагогического
взаимопонимания предметным содержанием педагогической деятельности. В
результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности
в онтогенезе установил, что она возникает в процессе мультипликации
микросредовых ситуаций, приводящих к полигрупповой принадлежности личности. Был
предложен и апробирован экспериментальный метод изучения межличностных
отношений - аутосоциометрия. Основные научные труды: «Психология личных
взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной
психологии школьного класса», Минск, 1969); «Учитель и детский коллектив»,
Минск, 1975, в соавт.; «Психология взаимоотношений в малых группах (общие и
возрастные особенности)», Минск, 1976; 2000; «Психология детского коллектива.
Система личных взаимоотношений», Минск, 1984; «Социальная психология школьного
класса», Минск, 1997; «Социальная педагогическая психология», СПб, 1999 в
соавт.; «Психология детей шестилетнего возраста, Минск, 1999, в соавт. и др.
С.А.
Игумнов