http://coach.by/images/trener/000/000009/925-kolominski.tn-200x1000.a30658b69a.jpgКОЛОМИНСКИЙ Яков Львович (р. 1934) - белорусский психолог, специалист в области возрастной, педагогической и социальной психологии. Д-р психологических наук (1981), профессор (1982). Д. чл. Белорусской академии образования (БАО). Засл. деятель науки Республики Беларусь (РБ). Гл. ред. журнала «Психология» (Минск). Вице-президент Общества психологов СССР (1989). Организатор и научный руководитель отделения психологии Национального института образования РБ. Закончил педагогический фак-т Минского государственного педагогического ин-та им. А.М. Гоpького (1951-1955). Преподавал педагогику и психологию в педучилище (Гродненская обл., 1955-1958), был воспитателем и учителем школы-интерната (Минск, 1958-1960). В 1960 поступил в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), где под руководством Л.И. Божович в 1963 г. защитил канд. дис. «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе», где впервые в отечественной психологии был примен ен социометрический метод Дж. Морено. В 1978 возглавил в Минске кафедру Общей и детской психологии Белорусского Государственного педагогического ун-та. В 1980 защитил докт. дис.: «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные особенности». Экспериментальные и теоретические исследования в ел на стыке возрастной, педагогической и социальной психологии. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического общения. Были установлены общие и возрастные структурно-динамические закономерности функционирования системы личностных взаимоотношений в малых группах и коллективах: статусная структура, динамика положения личности и персональных предпочтений в группах, взаимность и характер взаимоотношений. Разработана система описательных и объяснительных понятий и методов для анализа рефлексивно-перцептивного отражения личностью взаимоотношений в группе. При изучении осознания человеком своих взаимоотношений со сверстниками установил закономерность, обозначенную как "парадокс осознания", сущность которой в том, что члены группы с высоким статусом, как правило, недооценивают (а с низким статусом - переоценивают) свое положение в группе. Предложил и содержательно раскрыл понятия: "социально-психологическая рефлексия" (измеряемая рефлексивными коэффициентами осознанности отношений и положения в группе); "социально-психологическая перцепция" (измеряемая перцептивными коэффициентами отношений и положения в группе); "социометрические установки личности" (характеризующие тенденцию личности приписывать другим членам группы определенный уровень социометрического статуса). Выявил и исследовал явление "презумпции взаимности", описал основные структурные единицы системы личных взаимоотношений - круги желаемого общения, ранжированных предпочтений. Исследовал и описал дифференциальную характеристику личности, обозначенную как "социально-психологическая наблюдательность", важную для деятельности в системе "человек-человек", разработал процедуру е е измерения. Разработал типологию стиля педагогического взаимодействия, установил детерминированность педагогического взаимопонимания предметным содержанием педагогической деятельности. В результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности в онтогенезе установил, что она возникает в процессе мультипликации микросредовых ситуаций, приводящих к полигрупповой принадлежности личности. Был предложен и апробирован экспериментальный метод изучения межличностных отношений - аутосоциометрия. Основные научные труды: «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса», Минск, 1969); «Учитель и детский коллектив», Минск, 1975, в соавт.; «Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)», Минск, 1976; 2000; «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений», Минск, 1984; «Социальная психология школьного класса», Минск, 1997; «Социальная педагогическая психология», СПб, 1999 в соавт.; «Психология детей шестилетнего возраста, Минск, 1999, в соавт. и др.

С.А. Игумнов